пятница, 10 января

Художественный руководитель «СамАрта» рассказал о вреде современной драматургии для подростков

Эксклюзивное интервью ГТРК «Самара» с Денисом Хуснияровым

5452

Фото: tvsamara.ru/Сергей Овсянников

Менее года в Самарском театре юного зрителя «СамАрт» работает новый художественный руководитель. В интервью ГТРК «Самара» Денис Хуснияров признался, что раньше имел дело только со «взрослыми» театрами, пожаловался на современную драматургию и призвал не кормить подростков одной только классикой.

До назначения в Самаре Денис Хуснияров несколько лет прослужил главрежем театра «Мастеровые» в Набережных Челнах, ставил спектакли в других городах, но никогда не занимался постановками для зрителей младшего возраста, для которых в том числе работает «СамАрт».

«У меня нет ни одного детского спектакля в карьере. Это еще один вызов для меня. (...) Я сидел на репетиции [сказки «Крутые ребята» в «СамАрте»]. Для меня всё это очень интересно, потому что это детский спектакль. (...) И я сижу и сам за собой наблюдаю: вот смотри, это же детский спектакль, а ты никогда этим не занимался», — признаётся режиссер.

При этом, по мнению нового худрука, «СамАрт» нужно позиционировать не как детский театр, а как театр для молодежи, поскольку его основная аудитория — это подростки.

«Мы сейчас в эту сторону стараемся разрабатывать репертуар, какие-то социальные проекты делать. Выстраивать диалог именно со школьниками. Не совсем маленькими, хотя у нас для маленьких тоже есть репертуар, а именно — школьниками. Но это не должна быть только школьная программа», — уверен Денис Хуснияров.

Тем не менее, сейчас в «СамАрте» идут репетиции «Воскресения» Льва Толстого. Премьера состоится в марте 2024 года. Хотя произведение и относится к школьной программе, — назвать его детским, конечно же, нельзя. Однако никакой специальной адаптации под аудиторию ТЮЗа не требуется, считает худрук.

«Мне кажется, когда режиссёр ставит спектакль, он не должен думать о возрастном цензе, уровне понимания зрителем того или иного материала — он должен делать честное высказывание. И мне кажется, на разном уровне в зрительном зале возрастном произойдёт то понимание, которое должно быть. Придет семиклассник, и он считает то, что должен считать на своём уровне. Главное, чтобы не было пошлости или откровенной жести, чернухи. Придет возрастной человек — считает на своём уровне. Мне кажется, вот эти цензурирования возрастные — это формальная вещь. Нельзя по такому принципу [зрителя] отсекать», — отмечает Денис Хуснияров.

Не нужно кормить школьников одной классикой, показывать сказки и рассказывать, как всё прекрасно, однако что касается современной драматургии для подростков, молодёжи и для широкого круга зрителей в целом, то здесь ситуация плачевная, говорит режиссёр. По его словам, сегодня многие произведения построены на вещах пошлых, грубых и низменных; писатели исследуют вопросы тёмной стороны жизни.

«Очень сложно найти материал, который попадёт в подростков сегодняшних и будет и нравоучительным в какой-то степени, и в то же время открывающим что-то. Это проблема», — сетует Хуснияров.

Однако в «СамАрте» нашли выход из положения. Параллельно основному репертуару существует проект «Class Act». В его рамках профессиональные театралы вместе с подростками создают пьесы на понятном им языке, на котором они говорят на улице, дома. Темы самые животрепещущие: взаимоотношения в семье, буллинг в школе, страхи и т.д.

«В школе набирается группа из нескольких классов. Приезжает драматург и работает над темой, которая волнует подростков. Они рассказывают свои истории, что происходит, что болит. И они коллективно пишут в течении недели пьесу. Драматург им помогает, выстраивает единую концепцию, и режиссёр театра, — как правило, один из наших артистов, у которого есть режиссёрские амбиции, — делает эскиз. Потом на этот показ приходят одноклассники, школьники этой же школы и просто заинтересованные люди», — рассказывает худрук самарского ТЮЗа.

Такие спектакли играются каждый месяц в фойе театра. После показа зрители обсуждают увиденное с режиссёром, артистами и критиками. Длятся подобные диалоги дольше, чем сам спектакль, и проходят очень бурно. А то, как формулируют современные подростки — это порой поражает, говорит Хуснияров.

Новому худруку приходится решать не только творческие, но и строительные задачи. Сейчас идёт возведение третьего комплекса «СамАрта», и по словам режиссёра, это настоящая борьба с устаревшим проектом.

Ещё по теме

Читайте также