пятница, 29 марта

«Что за махина в небе над Самарой?»: подробности спецоперации по перевозке «Энергии»

Пришлось ломать стереотипы

13566

Фото: Из архива РКЦ «Прогресс»

В 2023 году исполняется 35 лет с момента, когда состоялся первый и последний полёт многоразового орбитального корабля «Буран». Это был один из самых грандиозных проектов позднего СССР, над которым трудились свыше 1,2 тыс. предприятий страны, в том числе куйбышевский завод «Прогресс», где осуществили сборку самой мощной в истории мировой космонавтики ракеты-носителя «Энергия», она и вывела «Буран» на орбиту.

Об уникальной спецоперации, которую пришлось провести в Куйбышеве в студии ГТРК «Самара» рассказал историк, сотрудник пресс-службы РКЦ «Прогресс», Сергей Семенов.

«Началась спецоперация очень неожиданно. Перед этим была еще Лунная программа. Официально проект был закрыт в 1974 году, а уже через два года, в 1976, началась подготовка производства ракеты-носителя «Энергия», — объясняет Сергей Семенов.

Берег реки Самара готовили к транспортировке негабаритных блоков ракеты-носителя «Энергия», центральной ее части. Дело в том, что отдельные фрагменты доходили в диаметре до 8 метров, поэтому железнодорожным транспортом или большим самолетом это было везти невозможно. Специально для речной части спецоперации был собран тягач, он возглавлял автопоезд и тянул несколько платформ на колесах. Под брезентом находился груз строжайшей секретности, отдельные части центрального блока ракеты «Энергия». Дальше производилась погрузка на баржу. Для этого был построен специальный пирс.

Фото из архива РКЦ «Прогресс»

«Это был примерно 1982-1983 год. Я помню, я тогда учился в 6 классе. Мы с пацанами ходили на Самарку и до этого, то есть и в 3, и в 4 классе. А после 6 мы узнали, что там есть теперь, как мы говорили порт, и там что-то грузят. Такие у меня остались личные впечатления», — вспоминает Сергей.

Другая часть уникальной спецоперации была связана с транспортировкой грузов по воздуху. Бак для водорода, который был основным топливом для ракеты, решили перевезти на специальном самолете-бомбардировщике ОКБ Мясищева, его специально для этого переделали. Кронштейны для крепления бака к самолету также изготовили на «Прогрессе». Там же был сделан уникальный кран, которым подцепляли этот бак, чтобы установить на самолет. К слову, кран до сих пор стоит на предприятии в Самаре недалеко от аэродрома.

Исторический кадр самолета с водородным баком, пролетающего над городом, был сделан с другого лайнера, который сопровождал основной борт.

«Кстати говоря, то, что везли по воде сначала надо было доставить в Жуковский, там это частями подцепляли на вертолеты и отправляли в Королев, где проводились испытания отдельных агрегатов этой ракеты. В общем, по воде везли в Подмосковье, а на самолетах — на Байконур», — уточнил сотрудник пресс-службы РКЦ «Прогресс» Сергей Семенов.

Об этой и других удивительных историях в летописи Куйбышева и Самары смотрите в нашем видео: 

Ещё по теме

Читайте также