пятница, 29 марта

Ученые Самары создают криогенный двигатель

1839

Самарские ученые приступили к разработке криогенного двигателя. Он будет использовать в качестве топлива жидкий азот или сжиженный природный газ.

Использовать такой двигатель в будущем, как считают разработчики, будут в экологичных автомобилях для особо охраняемых природных зон, а также в беспилотных летательных аппаратах специального назначения, которые смогут оставаться невидимыми для средств инфракрасного слежения, не оставляя в небе тепловых следов. Действие криодвигателей основано на том, что в условиях окружающей среды криотопливо — например, жидкий азот, — нагревается, превращается в пар высокого давления и совершает полезную работу в расширительной машине роторно-поршневого типа. По размерам криодвигатель сопоставим с двигателями внутреннего сгорания. По словам разработчиков, расход криотоплива в нем будет составлять от пяти до 15 килограммов на киловатт-час. Макетный образец мощностью 1,2 киловатта они оценивают примерно в 18,5 тысячи рублей.

В настоящий момент самарские ученые проводят испытания системы хранения криогенного топлива — одного из главных элементов создаваемого двигателя. Данная система имеет оригинальную запатентованную конструкцию, пишет сайт Самарского университета. Предполагается, что создание криогенного двигателя займет 3-4 года.

Добавим, исследования в области применения криогенного топлива в авиации ведутся в Самаре (Куйбышеве) еще с 60-х годов прошлого века. В двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Кузнецова был создан уникальный работающий на жидком водороде двигатель НК-88. Именно его установили на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года. Первый в мире самолет, использовавший водородное топливо, успешно прошел комплекс испытаний, совершив несколько международных перелетов по Европе, в том числе в немецкий Ганновер на конференцию по проблемам использования криогенного топлива в авиации. А позднее был разработан проект самолета Ту-156 на двигателях НК-89, работавших на сжиженном природном газе.

Фото: Самарский университет

Читайте также