суббота, 22 февраля

«Я плакал»: как воспоминания о Самаре помогли гениальному музыканту перебороть тоску по Родине

В 1973 году в Куйбышеве состоялся последний концерт Мстислава Ростроповича перед эмиграцией

8259

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Бескрайние целинные степи, ледяная Арктика и полярный Диксон, тропическая Куба…. В каких только точках планеты не выступал легендарный Мстислав Ростропович, и где только не звучала его виолончель. Ему рукоплескали в самых разных концах земного шара, он покорил величайшие мировые оркестры.

Маэстро признавался, что его концертный график расписан на несколько лет вперёд. Но даже при такой колоссальной востребованности и занятости Ростропович смог найти время для выступлений в Самаре. Это было в 90-е годы XX века, когда в прошлом опальный музыкант с триумфом вернулся на родину. В 1990 году Мстислава Ростроповича пригласили выступить в Москве с Вашингтонским симфоническим оркестром. А до этого всемирно известный виолончелист должен был 17 лет прожить в эмиграции.

Гонения на музыканта начались в 60-е годы прошлого века, после того как он поддержал неугодного в то время Александра Солженицына. Семья Ростроповича предоставила нуждающемуся писателю – диссиденту свою дачу в Москве. Кроме того, виолончелист и его жена (певица Галина Вишневская) написали открытое письмо генеральному секретарю ЦК Леониду Брежневу и редакторам центральных советских газет в защиту А.И. Солженицына. Вскоре последовало увольнение Ростроповича из Московской филармонии, разгромные публикации в прессе, отмена записей и концертов. Во всех городах, кроме Самары (тогда Куйбышева).

«На больших площадках в больших городах выступать ему не разрешали. И вот Светлана Петровна Хумарьян - великолепный начальник управления культуры - уговорила представителей местной власти, чтобы разрешили Ростроповичу выступить у нас. И он дал несколько концертов», - рассказала в интервью ГТРК «Самара» менеджер по работе с клиентами Самарской филармонии Фарида Кириллова.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

В 1974 году маэстро эмигрировал за рубеж. «Как я плакал перед отъездом… плакал, как ребенок, потому что мне не хотелось уезжать!» - признавался впоследствии гениальный виолончелист. Среди ценных вещей, которые музыкант увёз с собой из СССР, была вручённая ему в Куйбышеве почётная грамота.

«Когда он снова в Самару приезжал, он говорил: «живя там, я вспоминал о Куйбышеве, и мне становилось тепло», потому что здесь его не отвергли», – говорит Фарида Кириллова. Этот факт подтверждает уникальная запись, хранящаяся в фонде радиовещания ГТРК «Самара».

В 1996 году во время гастролей во Франции в интервью корреспонденту областного радио Елене Хегай, отвечая на вопрос: «помните ли вы о Самаре», Мстислав Леопольдович сказал: «Ещё бы! Я помню всё. У меня там есть друзья. Я получил письмо недавно. К сожалению, один знаменитый актер, которого я навещал, он умер, но его сын мне пишет, мы находимся в переписке. Я был бы счастлив повидаться».

Фото: Архив ГТРК «Самара»

Самый продолжительный визит маэстро в Самару состоялся в 1999 году. Как музыкальный руководитель и дирижёр Мстислав Ростропович работал над мировой премьерой оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного».

Ещё по теме

Читайте также