воскресенье, 25 февраля

Писатели признались, кому хотят поставить памятник в Самаре

100 лет со дня рождения Семена Табачникова

2226

Фото: Михаил Табачников

В 2023 году отмечается 100 лет со дня рождения Семена Михайловича Табачникова. Поэт, прозаик, драматург, журналист, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры России. Он многое сделал для Куйбышева и Самары. Чтобы вспомнить нашего знаменитого земляка и рассказать о нем, в студии ГТРК «Самара» собрались его близкие и коллеги.

Семен Табачников родился в Киеве и закончил первый курс местного театрального института, когда началась Великая Отечественная война. Молодой человек решил пойти на фронт добровольцем. В военкомате ему предложили пройти курсы политработников, но он отказался, поскольку, как и многие тогда, считал, что через три месяца война закончится, и можно будет продолжить учебу в институте. Однако все произошло иначе. Семен Михайлович прошел всю войну, дослужившись с рядового до младшего лейтенанта, и был направлен в Ленинград на курсы начальников домов офицеров. Военная карьера шла в гору, но снова время внесло свои коррективы. На дворе был 1946-й год…

«Начальник курсов ему говорит: «Семен, я бы оставил тебя на должности начальника ленинградского окружного дома офицеров, но надо тобой такие тучи сгущаются, что лучше я тебя отправлю туда, где тебя не найдут». Посадил папу в поезд, и он восемь суток ехал в забайкальский военный округ, в поселок Падюк-Сахи. В соседнем купе ехал мужчина в полосатой пижаме и черных ботинках. Тогда все так ездили. Он спросил, Семен, что пишешь? Стихи. Почитай. Ну, почитал. Понравилось, пришли мне свои стихи, говорит. Дал адрес. Потом приходит папе письмо. Где стихи? Обещал же. Он отвечает, какие могут быть стихи, когда живешь в Падюк-Сахи? Через месяц пришел приказ о его переводе в Читу, столицу Забайкалья, в редакцию окружной газеты «На боевом посту». Оказалось, что в этой пижаме ехал генерал, начальник политуправления округа», – вспоминает сын писателя Михаил Табачников.

После переезда начинается систематическая творческая работа. Из-под пера драматурга вышли сразу три пьесы: «Камни у дороги», «Товарищи офицеры», «Ради жизни на земле». Поставленные по ним спектакли с блеском прошли в Читинском драматическом театре и в русском театре Улан-Удэ. Выходит первая книга – «Поэтическая моя география».

В 1962 году Семена Михайловича переводят на вышестоящую должность в Куйбышев. Он становится начальником отдела культуры редакции газеты «За Родину». Табачников выпускает книгу «Дальние сопки», наполненную впечатлениями о жизни в Забайкалье, завершает военную службу и остается в Куйбышеве на гражданке.

К этому времени он - член союза писателей и союза журналистов, автор многих очерков о современниках, член бюро писательской организации и глава литературного фонда. На последней непростой должности нужно было грамотно распределять членские взносы. Благодаря хорошим связям Семена Михайловича с областной и городской администрацией писатели достаточно быстро получали квартиры, за что многие благодарны ему до сих пор. Помогал он, конечно, и в литературном труде, знакомил с известными авторами того времени, делился собственным опытом.

«Ты когда, говорит, пишешь? А я молодой – по ночам, когда вдохновение придет. Ни в коем случае, говорит. Надо вставать рано, садиться и писать пока голова свежая. С годами я понял, что это очень правильно, и сейчас так и работаю. В 60-е года эти люди: Табачников, Толкач, Соколов, Лазарев, Никушин, Сиротин – это поколение создало Куйбышевскую писательскую организацию такой мощной, что позднее появился даже специальный официальный литературоведческий термин «Жигулевская политическая школа». И здесь Табачников играл очень большую роль», – отмечает руководитель Самарского отделения Союза писателей России Александр Громов.

Писатели того времени были настоящими профессионалами, они могли сделать что-то на заказ и даже не указывать свое авторство, однако это являлось хорошей литературой.

«Как-то раз поехали в Утевку, где начинал собираться материал про знаменитого художника Григория Журавлева. Было собрание с представителями администрации Нефтегорского района, и Семен Михайлович прочитал довольно длинное стихотворение про Утевку. Суть была такая, что село названо в честь уток, но где же утку раздобыть хотя б на Рождество. Больше он это стихотворение нигде не читал, но люди его запомнили, и потом глава района читал его на всех встречах», – рассказывает Александр Громов.

Стихи Табачников сочинял очень легко. Долгое время жители Читы каждый свой день начинали со звучавшей по радио песни, автором слов которой был Семен Михайлович. Она стала своего рода гимном города. «Читинский вальс» и «Читинская полечка» звучали 3-4 раза в день.

В 1964 году, по окончании военной службы, Табачников пришел в Театр юного зрителя, которому впоследствии посвятил книгу «Путь в высшее общество». Она посвящена истории культурного учреждения и рассказывает о победоносной борьбе театра со стереотипом, что ТЮЗ – второсортный театр.

«Семену Михайловичу удалось настолько все прошерстить, что он полностью ответил на вопрос, как это создавалось, как это было, как начинал ТЮЗ. Он был школьным театром, потом Театром юного зрителя, потом два года войны мы не работали, потому что ушли многие артисты на фронт, но общественность потребовала непременно и во время войны восстановить театр. А потом было 70 лет театру, и появилась другая книга «Сотворившие чудо»», – рассказывает директор «Самарта» Сергей Соколов.

Табачников создавал не только пьесы, но и инсценировки. Среди них выделяется работа с пьесой Николая Островского «Как закалялась сталь». По мнению экспертов, эта инсценировка, как и другие, стала самостоятельным произведением в совершенно другом жанре с учетом законов театра. Заглавную роль в спектакле исполнил Алексей Симкович.

«Такого бума ни один спектакль не вызывал. Все школы писали сочинения по поводу образа Павки Корчагина. Пресса поддержала пьесу, потому что наконец-то увидели человека глубоко несчастного, но до конца своей жизни верующего в светлое будущее коммунизма», – рассказывал в интервью проекту «Самарские судьбы» Заслуженный артист России.

Как вспоминают современники, Табачников был очень открытым человеком, по-настоящему любил жизнь и людей. Делать добро для него было естественно. Никто не заставлял Семена Михайловича бегать, решать вопросы с квартирами, но он откликался на все просьбы без отказа.

«Удивительно интеллигентный человек с потрясающей эрудицией. Я не представляю даже на секунду, что Табачников мог сказать кому-нибудь грубое слово. Он мог отдать последнюю рубашку. Человечный человек был. Я очень любил его. Незадолго до его кончины мы сидели у него, и было такое ощущение, что он здесь и уже где-то. Я считаю, что Табачникову Самара обязана поставить памятник», – говорил Алексей Симкович.

100 лет исполнилось со дня рождения нашего знаменитого земляка. Однако и сегодня созданные от сердца произведения Семена Михайловича Табачникова продолжают жить собственной жизнью.

Ещё по теме

Читайте также