пятница, 10 января

«37 лет не был в поликлинике»: самарские «моржи» рассказали, как «заморозить» свою молодоcть и ничего не отморозить

Реальные истории членов клуба «Белый медведь»

2530

Фото: tvsamara.ru / Вероника Тивикова

Многие гуляющие по самарской набережной в холодное время года невольно останавливаются у синего вагончика, установленного на пляже под Полевым спуском. Здесь, под вывеской: «Клуб «Белый медведь», собираются моржи – люди, которые привлекают всеобщее внимание, дефилируя в купальниках по заснеженному пляжу и купаясь в Волге в любую погоду. Зачем они добровольно ныряют в холодную воду, приводит ли закаливание к адреналиновой зависимости, можно ли «заморозить» свою молодость и сколько нужно готовиться к погружению в прорубь? На эти и другие вопросы члены Клуба «Белый медведь» ответили в прямом эфире ГТРК «Самара».

Лидии Черновой 85 лет и 50 из них она занимается закаливанием. Когда Лидия Марковна впервые нырнула в прорубь в 1973 году, никакого клуба ёще не было. Моржи договорились с кафе «Чайка» и переодевались там; а иногда просто приходили на пляж, окунались, одевали на мокрые плавки сухую одежду и бежали домой. Клуб образовался в 1982 году усилиями Вячеслава Спиридонова – энтузиаста, который очень любил холодную воду. Сейчас его дело продолжает Рашит Хаметов. При нём на базе клуба была создана аккредитованная по всем правилам Федерация закаливания и зимнего плавания Самарской области. Моржи отзываются о своём председателе с большой благодарностью.

«Это наш батя. Он заботится и создаёт все условия, что просто диву даёшься по сравнению с тем, что было раньше. Он своей выносливостью, своим примером доказал, что всё возможно и воспитал много спортсменов, создал именно спортивный клуб. Они по городам уже ездили и к себе приглашали», – говорит Лидия Чернова.

Сегодня в Самаре около 500 моржей, большинство – члены клуба «Белый медведь», и каждый из них может рассказать свою историю, которая привела его сюда.

«50 лет назад вообще мало купались и все крутили у виска пальцем: зачем тебе это надо? А похохмить иногда хочется – отвечаю: «Да «заморожу» свою молодость». У меня муж родной против был всё время (царствие небесное). Дурой из дур была всю жизнь. Что-нибудь начинаешь просить, вот бросишь купаться – сделаю. Условия всю жизнь ставил. Но я никогда не бросала. Я познакомилась с женщиной-моржихой. Она отвела меня под Красноармейский спуск, я раз искупалась и больше не бросила ни разу, ходила каждый день почти. Я всегда выходила утром на улицу с ведром и обливалась на снегу. После операции на ноге я стала обливаться дома. Но с постели прямо – три ведра холодной воды. Это закон. Семь лет я ни разу не пропустила при любом состоянии. Самое главное – должна быть система и упорство. Я пожилой человек, встаю утром – голова болит, нога болит – всё болит. Облилась – всё нормально: мозги встают на место, нога выпрямляется – я хожу нормально», – делится Лидия Марковна.

На вопрос «Как долго нужно готовиться к погружению в ледяную воду?» члены клуба отвечают, что у всех это происходит по-разному: кто-то обливается годами, а кто-то видит соседа и приходит за ним, окунается один, два, три раза и всё – уже морж. При этом желательно не бросаться в омут, вернее, в прорубь с головой в последний момент, когда здоровье пошатнулось до такой степени, что медицина помочь уже не в силах, и пациент решил пойти на крайние меры. Лучше это сделать заранее.

«Именно болезнь меня привела к проруби. Я случайно познакомилась с девушкой в своём дворе. Она моржевала уже несколько лет. Во время диалога я поделилась, что у меня слабое здоровье, и она предложила мне прийти посмотреть, как у них это происходит. Я очень теплолюбивый человек, никогда не видела себя в проруби, не ассоциировала себя с ледяной водой, но что-то меня заинтересовало в её рассказе, я почувствовала, что там тепло, и мне обязательно нужно туда сходить, прогуляться с ней в этот домик. И когда я пришла, я почувствовала такое энергетическое тепло от людей, такие светлые глаза на меня смотрели, и эти глаза мне желали добра. Никто меня не заставлял, не уговаривал, просто на следующий день я пришла с купальником. У меня было сопровождение – это были ветераны нашего клуба, которые сказали, что нужно сделать: как расслабиться, как дышать, – и я с трудом вошла в ледяную воду. Была рекомендация сначала обливаться в душе, но мне там показалось холодно, я решила, ну, нет, я лучше пойду сразу в прорубь. В тот год я дважды болела пневмонией. Из первой вышла легко, а вторая была как Ковид тяжёлая. Я очень тяжело выходила. У меня двое детей, и я не понимала, где взять силы для жизни. Мне не хотелось есть, не было аппетита. Доктора очень сильно боялись, видя моё состояние, говорили сдать кровь, наблюдать динамику. Я не сказала никому, даже мужу, мои родные не знали, что я пошла в прорубь. А после того, как я вышла – это было страшно. Все по-разному реагируют, для меня это было испытание. Но я такой прилив сил и энергии получила в тот день, что я поняла, что я никогда от этого не откажусь. Но я не понимала, как всё это перевести в систему, ведь это так страшно. Когда я рассказала, все крутили у виска, говорили:«Ты больная, ты ненормальная, ты реально болела», –  но я чувствовала, что мне это нужно, и никакие доктора меня на тот момент переубедить не могли», – рассказывает морж теперь уже с 8-летним стажем Екатерина Малинина.

Почему при нырянии в прорубь людям становится не плохо, а наоборот – хорошо, моржи объясняют так.

«Когда человек погружается в ледяную воду, мозг дает сигнал, что организм замерзает и надо его срочно спасть. Это стрессовая ситуация. Из надпочечников выделяется гормон адреналин, который начинает работать на то, чтобы разогреть организм. При этом начинает усиленно работать сердце, чтобы прогнать кровь и запустить её в те места, в которых происходит охлаждение. В основном мы просто погружаемся в прорубь и выходим из неё – получается, что у нас остывает только поверхность кожи. Там находятся мелкие капилляры, куда в обычной жизни кровь доходит редко. Если изо дня в день заниматься таким погружением, то организм привыкает, и кровь поступает туда, куда нужно», – поясняет Екатерина Гурьева, которая в клубе 5-й сезон и уже стала серебряным призёром соревнований по плаванию в ледяной воде.

Любители поплескаться в проруби также утверждают, что закаливание повышает стрессоустойчивость, но не отрицают, что бодрящий эффект, который оказывает адреналин, вызывает в известной степени привыкание, и медики подобные увлечения не поощряют.

«Да, есть определённая зависимость и показатель того – что не 300 человек ходят регулярно, но определённое количество, кто приходит один или два раза в день: утром и вечером. Если говорить про врачей, то медиками доказано, что надпочечники изнашиваются со временем и моржевание – это вредно, получается, потому что надпочечники работают и работают. Но прямое доказательство – это Лидия Марковна, которой 85 лет, и она регулярно занимается моржеванием», – говорит Антон Несмелов, чей «моржовый» возраст составляет пока 4 года.

Тем не менее, есть в рядах «белых медведей» и люди с медицинским образованием.

«У нас купается бывший хирург, и он рассказывал, как однажды во время его дежурства была авария, привезли много больных, и у него случился из-за этого инсульт. Он был в коме, долго мучился. Сейчас он купается, стал нормально разговаривать и сто метров плавает свободно», – рассказывает Лидия Чернова.

Сто метров в ледяной воде – не слабо! Да-да, моржи не только окунаются, но и устраивают заплывы на разные дистанции, участвуют в соревнованиях. Рекорд Екатерины Гурьевой – 400 метров в воде температурой 1,5 градуса.

«Первые соревнования, на которые наш клуб выехал за пределы Самарской области, были в Нефтекамске. Нас было 10 человек. Мы поехали на свой страх и риск, потому что не знали, что нас ожидает. К Волге мы привыкли, а приехали – там было озеро. Оно нам очень понравилось, нас встретили очень душевно. Дистанции были 25, 50, 100 и 200 метров. Два дня были соревнования, брасс и кроль – всё как в обычных соревнованиях по плаванию. Было очень здорово. Нам сказали: «Откуда вы взялись, Самара? 43 года мы о вас не слышали, и вы откуда-то появились и забрали кучу медалей – такие молодцы!»», – рассказывает серебряная медалистка турнира.

При подготовке к соревнованиям самое главное – мотивация, отмечают «моржи», а развить её в клубе помогут.

«У нас есть великолепный Рашит, который читает по глазам, видит потенциал и постепенно начинает в добровольно-принудительном порядке: «Посиди полторы минутки, посиди три, посиди побольше. Ну, что сидишь? Проплыви метров 10». Я когда услышал, что люди плавают 50 метров, для меня это были сумасшедшие. Для меня окунуться, выйти – было нормой. И потом со мной произошла такая же история: «Ну, что ты зашёл-вышел? Полминутки можно посидеть – сегодня тепло» – и я не заметил, как через какое-то время поплыл на 50 метров. У моего папы дома постамент с моими медалями по зимнему плаванию, он говорит, что я ненормальный, но когда приходят гости, он говорит: «Вот!» – гордится», – смеётся Антон Несмелов.

Впрочем, приходят в клуб «Белый медведь» не только за адреналином или спортивными достижениями.

«Я услышала от моржа со стажем, что «меня отказываются лечить врачи, но у меня уже 37 лет нет карточки в поликлинике». Я думаю, что это верх и предел мотивации – это во-первых. Во-вторых, философия в клубе: позитивное общение – позитивное мышление. Автоматически, если мы встречаемся каждый день, рассказываем друг другу только позитивные истории из жизни. Мы часто слышим смех и это прекрасно. Для меня это как наркотик своего рода, потому что бежишь за этим. Без этого тяжело жить. Вода – это уже вторично, а именно общение объединяет», – говорит член клуба с почти 8-летним стажем Наталья Дудникова.

«Удивительная атмосфера в клубе. Приходишь как в родной дом», – подтверждает Лидия Чернова.

Вместе «белые медведи» отмечают праздники, проводят различные мероприятия, главное из которых – баня. На покрытом снегом пляже ставят печь, натягивают над ней тент и топят дровами по-чёрному с 7 утра. Глядя на всё это, некоторые прогуливающиеся по набережной, выказывают желание присоединиться, но «моржовая» банька только для тех, кто готов терпеть холод и ледяную воду.

Особенно много «чужаков» появляется у проруби на Полевом спуске в праздник Крещения. Устанавливаются тёплые палатки, приезжают сотрудники спецслужб, стекаются многочисленные желающие совершить омовение, и в размеренную жизнь «моржей» ненадолго вносится сумятица.

«Это похоже на фрагмент из фильма «Аватар» – когда приехали эти. Было так красиво, хорошо, тихо, спокойно, Эйва, прекрасно и вдохновенно – и приехали они. И вот накануне Крещения всё это происходит: шум, гам, тракторы, генераторы, скорая, полиция. Какие-то заборы, какие-то мужики что-то кроют, стучат. Это такой этап, к которому мы относимся спокойно, но его нельзя не заметить. На праздник приходят люди со страхом – эту энергию ты чувствуешь, когда люди впервые, а может, не впервые, а может, они подвыпили 50 грамм перед тем. Они отличаются», – улыбается Екатерина Малинина.

Тут же все участники эфира подхватывают хором, что «Пить нельзя ни в коем случае». К сожалению, инциденты с нетрезвыми купальщиками уже случались.

«Был один случай. Один мужчина сказал: «А что? Март-месяц, солнышко, светло, хорошо, тепло. Подумаешь – купаются!». Раздевается и – нырк в прорубь. Как его начало бить-колотить! Еле спасли. Он уже не мог из проруби вылезти и даже брюки надеть. Трясло очень сильно его», – вспоминает Лидия Чернова.

Перед тем как вступить в ряды моржей, члены клуба советуют проверить своё здоровье. В частности, должны быть в порядке сердце и сосуды. Также для погружения в прорубь нужно особым образом экипироваться и на первый раз прихватить с собой группу поддержки.

«Желательно не босиком, а в шлёпках. Надеть перчатки, чтобы браться за обледеневшие поручни. Чтобы были два человека, которые подхватят и сопроводят, набросят халат, дадут полотенце, поддержат аплодисментами, спросят: «Ты как»? Зашёл, окунулся без головы, потому что это особый вид окунания – и назад», – советует Антон Несмелов.

А лучше всего начинать знакомство с ледяной водой вместе с опытным инструктором, тогда это покажется легко, и человек вдохновится и приобщится к моржеванию, говорят «белые медведи». В клубе есть такие люди, которые помогут и направят.

«Когда я первый раз пришла, за мной закрепили барышню, которая меня сопроводила в прорубь. Обязательно каждый новичок приходит в каком-то сопровождении, чтобы посмотреть, поддержать, пояснить, как правильно погружаться, дышать, чтобы выйти и не бояться, и чтобы не потерять охоту прийти вновь», – вспоминает свой дебют, который случился 8 лет назад, Наталья Дудникова.

Ещё по теме

Читайте также