четверг, 28 марта

Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на среду, 22 сентября

1036

В среду, 22 сентября, на малой сцене Самарского академического театра оперы и балета пройдет концерт Александра Болдачева (арфа) с участием Ангелины Кокоревой (флейта) и Александры Ерёминой (альт). 

Произведения:

Клод Дебюсси (1862–1918)
Соната для арфы, альта и флейты L 137 (1915)


Совместное звучание в одном ансамбле флейты и арфы — традиция, уходящая корнями в античность. Флейта, инструмент козлоногого бога Пана и сатира Марсия, — один из символов дионисийского начала, а арфа, или ее непосредственный предок кифара, — аксессуар Аполлона, символ небесной гармонии. Оба инструмента, согласно мифологии, были изобретены Гермесом, а их сочетание представляет гармонию неба и земли, чувственного и возвышенного, мужского и женского. В XVIII веке флейта и арфа — инструменты аристократов, прусский король-флейтист Фридрих II вошел в историю не только как блестящий государственный деятель, но и как талантливый композитор. Арфа была в почете и среди английских королей, и среди русских цариц. Для «высокородных дилетантов» — французского герцога де Гин и его дочери Марии-Луизы-Филиппины — Моцарт сочинил концерт для флейты и арфы.
Клод Дебюсси, задумавший на излете своей жизни цикл из шести камерных сонат, к флейте и арфе добавил альт — любимый романтиками за его характерный чуть тускловатый тембр, подходящий для передачи философских размышлений. Созданная Дебюсси осенью 1915-го, за два с половиной года до кончины, Соната для флейты, арфы и альта в трех частях (Пастораль, Интерлюдия и Финал) — признание в любви «галантному веку» и одновременно открытие новых горизонтов в гармонии, драматургии и форме.

Андре Жоливе (1905–1974)
Сюита для флейты, альта и арфы (1941)


В XX веке к подобному составу не единожды обращались композиторы самых разных стран и традиций. Чаще всего подобное тембровое сочетание ассоциировалось со стариной и архаикой и было востребовано в театральной музыке. Так, соотечественник Дебюсси Андре Жоливе, в 1941 году взявшись за сочинение музыки к комедии Лопе де Вега «Любить, не зная кого» (Aimer sans savoir qui), пишет пять небольших пьес для флейты, арфы и альта, прозвучавшие как единая сюита на Парижском радио в 1943 году. Первая часть изображает, по замыслу композитора, мечты молодой женщины теплым весенним вечером, вторая часть — звуки окружающей природы, третья — побег влюбленных, четвертая — нежное признание, а финал — ирония слуги, наблюдающего за приключениями господ.

Джон Кейдж (1912–1992)
«В пейзаже» для арфы соло (1948)


Трио для флейты, альта и арфы Мечислава Вайнберга — пример другой концепции. Вместо театральности в нем господствует философская созерцательность. Отстраненные, чуть стеклянные звуки арфы противопоставлены мелодическим линиям у флейты и альта, выступающих в данном случае как дуэт согласия.
Пьеса Джона Кейджа «В пейзаже» (In a Landscape) для фортепиано или арфы посвящена танцовщице Луизе Липпольд и создавалась специально для ее хореографического номера. Произведение строится на простых созвучиях, гаммах и трезвучиях, своим медитативным содержанием напоминая музыку Эрика Сати.

Александр Мосолов (1900–1973)
Танцевальная сюита op. 40 (1934)

Пауль Хиндемит (1895–1963)
Соната для арфы соло IPH 52 (1939)


Театральность также присуща представленным на концерте сочинениям советского композитора Александра Мосолова и итальянца Нино Роты, созданным примерно в одно время. Начинавший как авангардист, экспериментировавший с разными новаторскими техниками и тембрами, после разгромной критики Мосолов изменил свой стиль, обратившись к традиционным жанрам и формам. Танцевальная сюита, включившая в себя менуэт, гавот, вальс, польку и галоп, сочинена в 1947 году для выдающейся советской арфистки Веры Дуловой. Сарабанда и токката Нино Роты были написаны в 1945 году, на заре его работы в кинематографе. Спустя два года Нино Рота напишет для арфы с оркестром концерт, посвятив его итальянской исполнительнице Клелии Гатти Альдрованди. А несколькими годами ранее знакомство с этой же арфисткой побудит немца Пауля Хиндемита написать сольную сонату для арфы. Его трехчастный цикл завершается медленным финалом, к которому помещен эпиграф из поэмы «Наказ» немецкого поэта XVIII века Людвига Кристофа Хейнриха Хёлти:

Друзья, повесьте после моей смерти
Маленькую арфу позади алтаря,
Туда, где на стене сверкают
надгробные венки усопших дев.

Нино Рота (1911–1979)
Сарабанда и токката для арфы соло (1945)

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Трио для флейты, альта и арфы op. 127 (1979)

Читайте также