воскресенье, 17 октября

Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на субботу, 18 сентября

1197

В субботу, 18 сентября, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится гала-концерт звезд оперы. 

Солисты: Владимир Комович (бас), Большой театр России, Анастасия Сорокина (сопрано), Большой театр России, Михаил Губский (тенор), Московский театр «Новая опера» им. Е.В.Колобова, Наталия Ляскова (меццо-сопрано), Пермский театр оперы и балета
Солисты Самарского академического театра оперы и балета: Татьяна Ларина (сопрано), Василий Святкин (баритон), Георгий Цветков (баритон)

Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета
Дирижер: Евгений Хохлов

Зрители смогут услышать произведения: 

Дж. Верди (1813 – 1901) - Увертюра к опере «Сила судьбы». Исполняет Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Дж. Верди - Ария Эболи «Nel giardin del bello» из оперы «Дон Карлос». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Дж Верди - Ария Сильвы «Infelice e tuo credevi» из оперы «Эрнани». Владимир Комович (бас)

Дж Верди - Ария и стретта Манрико «Ah si ben mio...Di quella pira» из оперы «Трубадур». Михаил Губский (тенор)

Дж. Верди - Ария Джильды «Caro nome che il mio con» из оперы «Риголетто». Анастасия Сорокина (сопрано)

Дж. Верди - Ария Риголетто «Cortigiani, vil razza dannata?» из оперы «Риголетто». Василий Святкин (баритон)

Ж. Бизе (1838 – 1875) - Антракт к III действию оперы «Кармен». Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Ж. Бизе - Цыганская песня «Les tringles des sistres tintaient» из оперы «Кармен». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Ж. Бизе. Куплеты Тореадора «Votre toast ... je peux vous le rendre» из оперы «Кармен». Владимир Комович (бас)

Ж. Бизе. Ария Микаэлы «Je dis que rien m'epouvante» из оперы «Кармен». Анастасия Сорокина (сопрано)

Ж. Бизе - Ария Хозе «La fleur que tu m'avais jetée» из оперы «Кармен». Михаил Губский (тенор)

Ж. Бизе - Ария Кармен «En vain pour éviter les réponses amères» из оперы «Кармен». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

П. Чайковский (1840 – 1893) - Увертюра к опере «Пиковая дама». Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

П. Чайковский - Сцена у Зимней канавки «Уж полночь близится… А Германа все нет» из оперы «Пиковая дама». Татьяна Ларина (сопрано). Михаил Губский (тенор)

П. Чайковский - Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы «Пиковая дама». Михаил Губский (тенор)

М. Мусоргский (1839 – 1881) - Сцена гадания Марфы «Силы потайные...» из оперы «Хованщина»
Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

М. Мусоргский - Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» из оперы «Борис Годунов». Владимир Комович (бас)

М. Мусоргский - Романс «Где ты, звездочка» на слова Н. Грекова. Анастасия Сорокина (сопрано)

М. Мусорский - Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе») из «Фауста» И. Гете в переводе А. Струговщикова.
Владимир Комович (бас)

Д. Шостакович (1906 – 1975) - Полька, Вальс-шутка и Романс из Первой балетной сюиты. Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Д. Шостакович - Песенка Лидочки « Я в школу когда-то ходила» из оперетты «Москва-Черемушки». Анастасия Сорокина (сопрано)

Д. Шостакович - Дуэт Лидочки и Бориса «Бью челом тебе, красна девица!» из оперетты «Москва-Черемушки». Анастасия Сорокина (сопрано), Георгий Цветков (баритон)

Д. Шостакович - Галоп и Лирический вальс из Первой балетной сюиты. Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Также в субботу, 18 сентября, на сцене Тольяттинской филармонии пройдет концерт Андрея Коробейникова (фортепиано).

Произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Афоризмы op. 13 (1927), Прелюдии op. 34 (1933)


Цикл из десяти пьес «Афоризмы» был сочинен Шостаковичем весной 1927 года вскоре после его участия в I Международном фортепианном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, на котором композитор был удостоен почетного диплома и всерьез задумывался о пианистической карьере. Название «Афоризмы» было предложено музыковедом Болеславом Яворским, каждой пьесе предпосылается заголовок («Речитатив», «Серенада», «Ноктюрн», «Элегия», «Траурный марш», «Этюд», «Пляска смерти», «Канон», «Легенда» и «Колыбельная»), становящийся поводом для диалога с привычными жанровыми стереотипами. Например, «Похоронный марш» звучит в достаточно подвижном темпе с мажорными фанфарами, а записанный без тактовых черт «Ноктюрн» вместо привычной для XIX века кантилены оглушает урбанистическими шумами. Прелюдии из созданного спустя шесть лет фортепианного цикла op. 33 схожи с «Афоризмами» своей лаконичностью, эксцентрикой и мастерским воплощением разных музыкальных жанров. Шостакович группирует 24 прелюдии по шопеновскому принципу, идя от до мажора по квинтовому кругу в сторону диезных тональностей. Содержание и фактура пьес, однако, оказываются совсем не шопеновскими, нарочитая жесткость указывает на связь с авангардными течениями послереволюционных лет. Прелюдии этого цикла изобилуют интертекстуальными отсылками к сочинениям С. Прокофьева, Р. Штрауса и П. Чайковского.

Фредерик Шопен (1810–1849)
Прелюдии op. 28 (1839)


Прелюдия — музыкальный жанр, возникший в эпоху Ренессанса. Буквальный перевод этого слова — «предшествующее игре» — указывает на роль прелюдии в музицировании XV–XVI веков: перед началом серьезного произведения музыканту было необходимо проверить акустику и настройку инструмента. В эпоху барокко прелюдия — простор для импровизации исполнителей. Считается, что для клавишных в XVII веке первым стал записывать свои прелюдии Луи Куперен. В Германии носящая черты импровизации прелюдия оказывается в тесной сцепке со строгой фугой или хоральным напевом, получая совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха. Новый статус прелюдия приобретает у романтиков, увидевших в свободе и миниатюрности, присущих этому жанру, идеальную форму для выражения мимолетных впечатлений и настроений. Эмансипация прелюдии происходит у Ф. Шопена, создавшего в 1839 году свой гениальный цикл из прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях, отразивших широчайшую гамму чувств и эмоций. Фортепианная прелюдия становится одним из любимых жанров русских композиторов, следовавших романтической традиции (А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов). В XX веке происходит очередное переосмысление жанра, приобретшего взамен былой поэтичности резкость, угловатость и эксцентричность.

Галина Уствольская (1919–2006)
Прелюдии (1953)


Идею воплощения множества идей, значений и смыслов в формат небольшого камерного жанра прелюдии развивала Галина Уствольская, консерваторская ученица Шостаковича. Цикл из 12 прелюдий был создан ею в 1953 году. Композитор говорила, что «эти пьесы неверно было бы называть “Прелюдии”, каждая являет крупное по мысли, законченное сочинение». Драматургия цикла насыщена резкими контрастами: «демонические» прелюдии (№ 5, 9) соседствуют с «ангельскими» (№ 3, 6), даже внутри самих пьес цикла происходит столкновение этих сфер с последующей трансформацией (№ 5, 7). На уровне цикла же действует жесткая логика внутренних связей, вариантность, арочность, числовая символика. Краткие интонации подобны авторской речи, обрушивающейся всей мощью нарастающего эмоционального потока на завороженного слушателя.

Читайте также