Самарские историки выяснили, как городской голова Петр Алабин повлиял на кинокарьеру народного артиста Андрея Миронова
Следы ведут в Санкт-Петербург
![Самарские историки выяснили, как городской голова Петр Алабин повлиял на кинокарьеру народного артиста Андрея Миронова](https://tvsamara.ru/i/ba/ba37af874c3ea66048bda0efce434f89.jpg)
Фото: скриншот кадра из фильма «Фантазии Фарятьева»
«Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живёт одно стремление: туда, ввысь, домой!»
В трогательных и глубокомысленных рассуждениях Павла Фарятьева советскому зрителю открылся совсем другой Андрей Миронов. Известный комедийный актер предстал в новом и неожиданном амплуа. Главную роль в фильме «Фантазии Фарятьева» называют одной из самых сильных работ Андрея Миронова.
Фото: Скриншот кадра из фильма «Фантазии Фарятьева» (реж. И. Авербах, 1979 г.)
А ведь если бы не Петр Алабин, не было бы этого замечательного фильма, как и целого ряда талантливых отечественных кинокартин. Пройдут годы, и имя выдающегося государственного деятеля будет связано не только с появлением в Самаре водопровода, музея, библиотеки, но и с советским кинематографом. Связь эта обнаружилась в ходе изучения родословной почетного гражданина Самары.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Несмотря на то, что у Петра Алабина была большая семья, в биографических источниках чаще всего упоминается его младшая дочь - Александра. Известно, что она вышла замуж за талантливого архитектора Александра Щербачева, благодаря которому существенно изменился внешний облик Самары конца XIX века. В семье Щербачевых родился сын Петр, названный в честь деда и ставший также выдающимся самарским архитектором.
О потомках остальных детей городского головы сведений было мало. Сыновья Петра Алабина (Василий, Иван и Андрей) и две дочери (Ольга и Елена) внуков ему не подарили. До недавнего времени много вопросов оставляла и судьба ещё одной наследницы Петра Владимировича. Выяснить, как сложилась жизнь Марии Петровны, удалось заместителю директора по научно-экспозиционной работе СОИКМ им. Алабина Ирине Крамаревой. Поиски увенчались успехом и интересными открытиями.
Со своим будущим мужем Николаем Вилламовым Мария Алабина познакомилась в Софии, когда вместе с матерью приезжала в Болгарию навестить отца. Петр Алабин тогда был губернатором города, а Николай Вилламов находился там на военной службе.
«В 1879 году они вступили в брак в Самаре, в одном из самарских храмов мы нашли метрику, подтверждающую это. Потом они из Болгарии вернулись к месту службы Николая Вилламова. Это Петергоф. Он служил в Конно-гренадерском полку», - рассказывает в интервью ГТРК «Самара» Ирина Крамарева.
В 1880 году в семье Вилламовых родилась дочь Ольга, а в 1882 году сын. Однако через несколько дней после рождения сына Мария Петровна умерла. Николай Вилламов женился во второй раз, и детей с малых лет воспитывала мачеха. Потому неудивительно, что потомки по этой линии не знают Алабиных. Сын Марии Петровны и внук Петра Алабина погиб в период Гражданской войны, а его сестра Ольга Вилламова закончила Смольный институт и вышла замуж за Станислава Стракача (он тоже был военным). В этом браке родились две дочери: Ксения (1903 г.) и Татьяна (1904 г.).
«Муж и отец этих детей уехал в иммиграцию, проживал во Франции, там же он и похоронен. Фактически Ольга осталась одна с двумя детьми, удалось найти в архивах Петербурга документы о том, что жизнь у нее была достаточно сложной», - замечает Ирина Крамарева.
Связи отца помогли Ольге Стракач устроиться классной дамой и воспитательницей в Смольный институт, и туда же на бесплатное обучение и проживание она поместила своих дочерей. Впоследствии правнучка Алабина Ксения Стракач увлеклась театром, окончила несколько театральных курсов, играла в драматических спектаклях, пела на эстраде. Была знакома с Фаиной Раневской и Леонидом Утесовым. Причем она была не только известной театральной актрисой, но и работала в Ленинградском театральном институте педагогом по сценической речи.
«В Петербургском музее музыкального и театрального искусства удалось найти целый фонд, посвященный Ксении Куракиной, это и фотографии сцены, ее роли в спектаклях. И, пожалуй, самые интересные и самые уникальные наряду с автобиографией 1950 года, из которой мы тоже много узнали про семейную эту историю, пять ее личных дневников рукописных, которые она вела с 1916 года», - рассказывает самарский историк Ирина Крамарева.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Первым мужем Ксении Стракач был Михаил Куракин. В этой семье родился сын Николай, и, хотя супруги вскоре разошлись, Ксения осталась известна по фамилии Куракина. Вторым мужем знаменитой ленинградской актрисы стал Александр Авербах. В этом браке тоже родился сын. Ксения Куракина – мама Ильи Авербаха. Повзрослев, сын пошел по ее стопам, Илья Александрович стал известным советским кинорежиссером, сценаристом, человеком, снявшим фильм «Фантазии Фарятьева».
«Мы выясняем, находим такую известную личность. Это один из ведущих режиссеров советского кино, причем Ленинградской студии телевидения... Известно несколько его фильмов, в том числе «Монолог», «Объяснение в любви» и другие, в которых играли, пожалуй, самые известные актеры советского кино. Это и Смоктуновский, и Богатырев, и Неелова, и Миронов, и Глузский, то есть можно перечислять долго», - говорит Ирина Крамарева.
В правнучке и праправнуке выразилась любовь Петра Алабина к драматическому искусству. Ведь когда-то именно благодаря Петру Владимировичу в Самаре появился знаменитый и по сей день городской театр.
«Театр любил, в театр семья ходила. Более того, было принято устраивать даже домашние спектакли», - рассказывает про семью Петра Алабина Ирина Крамарева.
Ирина Владимировна убеждена, что Петр Алабин – уникум, и в его наследниках проявился этот дар, творческий и научный талант выдающегося предка.
Отметим, история Самары привлекает внимание и интересует многих. Так, в областном центре ещё одно историческое здание получило статус объекта культурного наследия. Речь идёт о доме, в котором проживала титулярная советница Фастрицкая Ф. И. А ещё раньше охраняемым памятником архитектуры стало здание «Управление сберкасс» на улице Куйбышева, 93, созданное архитектором Зельманом Клейнерманом.