четверг, 13 февраля

Под Самарой на 50-м Грушинском фестивале заложили капсулу времени

Звуковое путешествие по страницам истории бардовского слёта

10873

Фото: tvsamara.ru/Константин Тахтаров

На 50-м юбилейном Грушинском фестивале была заложена капсула времени для будущих поколений участников. Для этого на поляну  Мастрюковских озёр доставили камень с места проведения первого слёта, что расположено близ урочища Каменная Чаша в Жигулях.

А мы приглашаем вас отправиться не в будущее, а в прошлое фестиваля. Знаете ли вы, что легендарную плавучую гитару называют сегодня гитарой времени. Более полувека под ее аккомпанемент творится история страны, под ее струны складываются судьбы людей, раскрываются таланты. Потому что на фестивале царит та особая атмосфера, которая вдохновляет, дает чувство единения с природой, людьми и своим внутренним миром. 
Фестиваль, возникший в 1968 году на самарской земле, стал настоящим культурным явлением, визитной карточкой губернии, ее туристическим брендом. 


ФОТО: vesti.ru


"Грушинский фестиваль стал хранителем человеческих ценностей. Поэтому и место его возникновения Волга - великая русская река. Именно здесь происходило становление общественного сознания молодежи, рождение новой общности людей"

Александр Городницкий 

Звуковое наследие Куйбышевского областного радио позволяет нам совершить виртуальное путешествие от самого первого туристского слета самодеятельной песни памяти Валерия Грушина в Каменной Чаше до наших дней.
Вспомним, "каким он парнем был" - Валерий Грушин? 


"Сейчас многие говорят о том, что личность самого Грушина никакой роли в популярности фестиваля не сыграла, что на месте Валеры мог оказаться любой Иванов-Петров-Сидоров...Ерунда! Вот как раз личность здесь и оказалась тем самым светом, на который все потянулись."
Борис Кейльман

Как-то раз с основателем и бессменным руководителем   фестиваля Борисом Кейльманом мы встретились в музее Валерия Грушина. Он расположился в одной из аудиторий первого корпуса Аэрокосмического Университета (бывшего КУАИ, где Валера учился). На университетской стене висит мемориальная доска с изображением легендарного студента. В музее хранятся походные вещи Грушина, штормовка, рюкзак, письма, фотографии. Здесь Грушинский клуб проводит вечера памяти, творческие встречи бардов. 
Что меня всегда удивляло и нравилось в Борисе Рафаэловиче Кейльмане  - его умение видеть светлое, радостное, и даже смешное вопреки всему – подмечать это и говорить именно об этом. Кажется, в его памяти есть чудо-шкатулка, где он бережно хранит такие вот светлые эпизоды, анекдоты, легенды – и большинство из них, конечно, связано с главным делом всей жизни – Грушинским фестивалем. 
Вот он, как мальчишка, садится на краешек парты, глаза весело блестят, и я уже уверена – сейчас расскажет про волшебный грушинский дождь. 

Елена Щербакова - ведущая программ "Радио России" - Самара

ФОТО: grushinfestival.ru


Борис Кейльман : "Я все время думаю вот о чем. Ведь, когда начинался фестиваль, никто не вешал афиш, не было сотовых телефонов. Приглашения распространялись на простых тетрадных листах  и  по "сарафанному радио". Я верю, что Грушинский живет и поет и будет петь дальше."


Легендарный студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин в далеком 1967 году пропал без вести.  Всем известно, что он погиб на таежной реке Уде, спасая тонущих детей. Но тело его так и не было найдено. И первое время после этого трагического случая у всех родных, близких и друзей Валеры теплилась надежда, что он выжил, что он вернется. Ведь его жизненным девизом были слова:

Если жив еще – борись,
Полумертвый – продвигайся.
Смерть увидишь – не сдавайся,
А настигнет – не страшись!

ФОТО: СамКульт.ру

Автор – исполнитель Борис Есипов, одногруппник Валерия Грушина рассказывает в книге "Грушинское братство", каким он парнем был: 


"С начала учебы в институте Грушин выделялся тем, что уже многое умел: стрелять, слесарить, водить машину, мотоцикл. Умел делать добро людям, не ожидая для этого подходящего момента. Заядлый турист. Где только он ни побывал: Саяны, Карпаты, Урал, Алтай, Кольский полуостров, Тува и, конечно, родное Поволжье".


В пору студенчества у Грушина прорастала тяга к "другой" песне, о которой мы тогда знали не много. В моде были дворовые, "блатные" песни под гитару. Это позже появились песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы (он даже выступал у нас на сцене первого корпуса), но все равно только от Валерки я узнал об огромном пласте песен, которые сейчас называют "авторскими". Он привозил их из дальних походов, записывал в свою тетрадь слова. 


Мне приписывают название легендарного студенческого трио "Веселые (а потом Поющие) бобры. Бобры, потому что туристы - лесные жители. Они выступают в толстых свитерах. Валерий даже отпускал бороду - она у него была красивая. И трубку курил, как его любимый герой Че Гевара. Успех быстро пришел к ним. Сначала пели на вечерах туристов, потом - на Студенческой весне". 
 

Музыкальные гены
По воспоминаниям Мины Яковлевны Баранец, тети Валерия Грушина, его мать Бэлла Яковлевна  была очень музыкальной. Играла практически на всех инструментах, кроме скрипки. Сама выучилась. Когда появились деньги, купили пианино, и, встречая гостей, сестра всегда играла и пела. Подбирала мелодии на слух. Мальчишки за ней стремились. Валера купил себе гитару и тоже выучился играть. Надо сказать, что в семье было 5 детей, двое – Юрий и Нелли от первого брака Федора Грушина (его жена умерла от чахотки). В начале войны 32 –летний военный летчик, приехал с тихоокеанского флота в Безенчук, где женился на красавице Бэлле. Она родила троих сыновей.  Федор Иванович назвал их в честь легендарных летчиков – Валерия Чкалова, Михаила Девятаева и Александра Покрышкина. По какому-то злому року, никого из них сегодня нет в живых. 

В клубе имени Грушина есть необыкновенный, незаменимый человек Тамара Алексеевна Муравьева. Она была близким другом Валерия, хорошо знала его семью. В силу своей скромности она всегда остается как бы в тени, хотя является одной из вдохновительниц и основательниц фестиваля, и клуба и музея. Туристка-водница, Тамара Муравьева в те годы была руководителем турсекции завода КАТЭК,  вместе с Грушиным ходили в походы. Тамара Алексеевна обладает каким-то особым талантом памяти. Недаром, соратники называют ее «совестью» Грушинского клуба. Лет 10 назад ей в руки попали стихи матери Валерия Грушина Бэллы Яковлевны – "Диалог с сыном". Они были написаны уже после его гибели, в 70-м году. А импульсом послужило только что опубликованное стихотворение Арика Круппа, поэта, которого Грушин очень любил. Стихотворение посвящено "Геологам" и, вероятно, создавалось как песня к фильму. Для Бэллы Яковлевны же оно стало возможностью поговорить с безвременно ушедшим сыном. 

 ИЗ ПРОГРАММЫ "АТМОСФЕРА" НА РАДИО РОССИИ - САМАРА (2013):

Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина прошел уже в 50-й раз!  Казалось бы, сменилась эпоха, романтичные 60-е, породившие фестиваль, давно минули. Новые ритмы, новые темы, новые люди с каким-то иным мировоззрением – более прагматичные, деловые, чувствующие себя в суете городов и в потоке машин как рыбы в воде, предпочитающие заграничные курорты "all inclusive" кострам, палаткам, речной мошкаре.  И, тем не менее, что-то в грушинской атмосфере остается притягательным и сегодня. Что-то в этих  "самодельных песнях"  трогает людские сердца, заставляет людей подняться с дивана, оставить на время свой городской комфорт, повесить рюкзак за плечи и отправиться на Мастрюки, на огонек бардовского костра, на звук грушинской струны.


В 1975 году Юрий Визбор так ответил на вопрос о том, как написать песню, чтоб она непременно стала популярной:


 "Мне не кажется, что в один прекрасный день композитор, собравшись вместе с поэтом, решают написать "настоящую народную песню, которая не умрет в веках". Такая ситуация представляется маловероятной. Песня пишется как современное злободневное произведение. Годы испытывают ее на талант, на прочность конструкции, на выживание. Десятилетия жизни делают ее народной. В конце концов, "Подмосковные вечера" были написаны лишь для спортивного документального фильма, а "Звездный флаг" - будущий гимн США был сочинен его автором на обратной стороне конверта под впечатлением пожара города Бостона, обстрелянного с моря кораблями южан. Песня пишется сегодня, и если содержит она в себе "гены", обращенные в будущее, завтра она прорастет в новом своем качестве, не потеряв силы, но обретя мудрость". 


Одно из расхожих мнений о том, что такое авторская песня, в чем суть ее феномена, выразил как-то Михаил Харитонов: 
"Для того, чтобы бардовская песня  существовала, нужны следующие вещи. Во-первых, поэт, не обязательно хороший, даже лучше, чтобы средний, понятный. Во-вторых, этот поэт должен уметь петь, не обязательно хорошо, даже лучше, чтобы плохо, чтобы голос нормально ложился на магнитофонную запись без особых потерь красоты при многократном переписывании. И играть – как вы уже догадались, не обязательно хорошо. Желательно, наоборот, просто, чтобы желающие смогли подобрать аккорды».
Многие из ярких представителей легендарного грушинского братства особенно ценят в авторской песне ее поэтическое начало, для них первостепенны стихи  и их уровень. 

Что ожидает на новом витке Грушинский фестиваль, прославивший Самару на весь мир, трудно предугадать. Остается надеяться, что он сохранит свою особую атмосферу, овеянную дымком костра и звуками гитарных струн, дух единения, а романтические идеалы "отцов-основателей" будут жить хотя бы в песнях!
 

Ещё по теме

Читайте также